Печать

180. Павел Тимофею и Титу. Столп и утверждение истины

Автор: Дик ВУДВАРД вкл. . Опубликовано в Изучение Библии

«Сие пишу тебе, надеясь вскоре прийти к тебе, чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины. И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе».

Эти три стиха главы 3 являются ключевыми в первом письме Павла к Тимофею – письме, открывающем раздел пастырских посланий апостола, к которым относятся также 2 Тимофею и Послание к Титу. Письма получили название пастырских потому, что они адресованы двум пастырям – людям, которых Павел призвал и которых наставлял и готовил к пастырскому служению. При изучении вышеназванных посланий мы будем придерживаться не порядка следования их в Библии, а хронологической очередности. Как известно, 1 Тимофею и Послание к Титу были написаны примерно в одно и то же время, в 64-65 гг. по P.X., вначале мы рассмотрим эти два письма. Второе же послание к Тимофею – последнее из писем Павла, написанное им в скорбные дни вторых и тягчайших римских уз, – появилось несколько лет спустя, к его изучению мы приступим позже.

Итак, и Тимофей, и Тит были пастырями: Тимофея Павел поставил епископом в Ефесе, а Тита – на острове Крит, где устроение Церкви Христовой было задачей весьма сложной. Однако эти два человека сильно отличались друг от друга. Представление о Тимофее можно составить, прочитав послания Павла, адресованные ему. По всей видимости, он был молод и чувствителен, поэтому Павел призывает его побороть свою робость и смело проповедовать учение Христово, а также советует: «Употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов» (5:23). Тимофей был преисполнен любви к ближнему.

Именно по этой причине в Послании к филиппийцам, главе 2, говоря о жизни во Христе, Павел приводит его в пример. Апостол пишет: «Я не имею никого равно усердного, кто бы столь искренно заботился о вас» (ст. 20). Таким образом, Тимофей – молодой человек, любящий людей и проявляющий нежную заботу о них, но чрезмерно чувствительный; думаю, преодоление излишней робости стоило ему немалых трудов.

Тит сильно отличался от Тимофея. Это, очевидно, был человек зрелого возраста, которого не могли сломить никакие жизненные трудности: Павлу не было нужны призывать его к бесстрашию в деле благовествования Христова. Кроме того, Тит, должно быть, отличался исключительным благочестием и твердостью в вере, и поэтому апостол давал ему самые трудные поручения.

Свое первое письмо к коринфянам, где указывалось решение проблем, возникших в коринфской церкви, так же как и второе, Павел послал именно с Титом, который должен был объяснить христианское учение апостола, защитить его от возможных нападок и научить применять в жизни. В греческом языке в те времена существовало выражение «жить как коринфянин», означающее неописуемую безнравственность кого-либо. Вот к таким людям Павел отправил Тита, чтобы тот отстаивал Евангелие Христово. Чрезвычайно сложной была и задача Тита на острове Крит, где апостол поставил его пастырем местной церкви. Критян уподобляли диким зверям, считали отъявленными лжецами, обвиняли в лености и в том, что их единственное стремление – набить собственный желудок. Недаром поэт сказал о них: «Лживость – отличие критян, скотский нрав, ненасытное чрево». Конечно же, устройство церкви там было делом весьма нелегким.

Итак, Тит был старше Тимофея, был человеком более зрелым и сильным. Возможно, никто лучше него не мог выполнить поручения Павла. Но между Павлом и Тимофеем существовали личные отношения особого рода: это были отношения отца и сына в служении Господу, которые на всем протяжении церковной истории являлись и являются образцом взаимоотношений не только между старшим и младшим пастырями, но и между любыми старшим и младшим верующими. Образование, полученное молодым священнослужителем в духовной семинарии, в какой-то степени заменяет общение с более старшим руководителем церкви, но лишь отчасти: выпускник семинарии никогда не станет настоящим главой церкви, если не поработает несколько лет с опытным пастырем. Мое собственное служение в молодости проходило под руководством трех различных пастырей, и опыт, приобретенный мною за эти 3 года, оказался незаменимым в последующей работе.

Суть сказанного выше выражена в главе 2, стихе 2 Второго послания Павла к Тимофею. Апостол пишет: «...что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить». Здесь Павел говорит как раз о том неоценимом опыте, который молодой служитель Божий приобретает в общении со своим старшим собратом.

По всей видимости, когда Павел проповедовал в училище Тиранна в Ефесе, Тимофей был одним из его слушателей: это явилось для молодого человека своеобразной духовной семинарией. Но впервые Тимофей встретился с апостолом в Листре, откуда сам был родом. Как вы помните, в Листре во время первого миссионерского путешествия Павла побили камнями и вынесли за город, считая умершим. Возможно, он тогда действительно был мертв. Ученики стояли вокруг него и, наверное, молились за своего учителя. И тут, как считают некоторые, произошло великое чудо: Павел поднялся. Он встал и пошел в город, чтобы вновь проповедовать там. Поистине, мужество апостола достойно восхищения! Возможно, в то время Тимофей, тогда еще мальчик, впервые увидел Павла, и бесстрашие апостола произвело на него сильное впечатление. Мальчишки ищут себе положительных героев, и для Тимофея таким героем стал Павел.

Апостол посетил Листру еще дважды: на обратном пути из Дервии во время первого миссионерского путешествия, а также во время второго миссионерского путешествия. Именно в третье свое посещение города Павел призвал Тимофея, и тот последовал за ним.

Тимофей, в отличие, например, от темничного стража города Филипп, обратившегося при весьма драматических обстоятельствах и являвшегося последователем Христа в первом поколении, принадлежал к третьему поколению верующих: верующими были также его бабка и мать.

Кеннет Скотт Лэддретт, автор книги по церковной истории, утверждает, что люди, служащие Господу, обратившиеся к Нему от жизни во грехе, являются редким исключением. По большей части люди, занимающиеся устройством Церкви Христовой, являются выходцами из христианских семей. Мы часто слышим о грешниках, чудесным образом обратившихся, только потому, что такие рассказы, как правило, драматичны и производят сильное впечатление, Но в действительности большинство миссионеров, работающих в разных районах земного шара, и особенно среди народов с низким уровнем развития, имеют верующих родителей, которые являются для них примером служения Господу и самопожертвования во имя Христа. Таков был и Тимофей – христианин в третьем поколении.

Считается, что Первое послание Тимофею было написано. Павлом после освобождения из первых римских уз. В книге, Деяний говорится о том, что содержание его под стражей в Риме не было чересчур строгим: апостол находился под домашним арестом. Когда же настал день суда, Павел предстал перед Нероном, и император освободил его. Далее, согласно преданию, апостол пошел в Испанию. Мы не знаем, насколько достоверны эти сведения, но в Послании к римлянам Павел сообщает о своем намерении посетить эту страну, побывав вначале в Риме. Итак, согласно преданию, Павел совершил евангелизационный поход в Испанию, а затем возвратился в Ефес и Троаду. Именно в это время Нерон приказал поджечь Рим и обвинил в поджоге христиан. В результате Павел вторично был заключен под стражу, были арестованы также Петр и тысячи последователей Христа, которых беспощадно отправляли на казнь.

Таким образом, Первое послание к Тимофею было написано апостолом в период между двумя римскими узами: возможно, когда он находился в Испании или в Малой Азии. Цель письма состояла в том, чтобы донести до Тимофея мысль: Церковь Божия есть «столп и утверждение истины». Павел объясняет, как должна быть устроена церковь, как она должна осуществлять свою деятельность и каким требованиям должны отвечать руководители церкви. Цель послания хорошо выражена в стихах 14-15 главы 3, которые являются ключевыми в письме: «Сие пишу тебе, надеясь вскоре придти к тебе, чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины». Многие считают, что церковь является местом, где люди получают спасение. Это, конечно же, верно; и прекрасно, если после церковной службы несколько человек обращаются. Но это правильно лишь отчасти. Согласно Священному Писанию, церковь является скорее не местом спасения, а основой спасения людей – основой истины, т. е, Евангелия. Божий план церкви, изложенный в Писании, состоит примерно в следующем: пастырь должен так вдохновить, усовершенствовать и наставить людей, чтобы каждый, присутствовавший на собрании христианской общины, начал по мере сил распространять Евангелие Христово. Итак, люди в церкви должны вдохновляться на дело служения Господу – вот какую главную мысль хочет донести до нас Павел в своих пастырских посланиях. Но, поскольку церковь есть «столп и утверждение истины», т. е. Евангелия, ее члены, а в особенности руководители, должны отвечать определенным требованиям, предписанным планом Божиим. Это особенно важно при устроении церкви у народов, находящихся на низком уровне развития и враждебных христианству. Необходимо, чтобы членами церкви были люди, обратившиеся к Богу, испытавшие новое рождение и ставшие духовными, которые приносили бы плод духа и являли бы миру образец следования Иисусу Христу. В еще большей степени этим требованиям должны отвечать руководители церкви.

Итак, мы говорили о цели написания послания, выраженной в стихах 14-15 3 главы. Но в 1 Тимофею есть и много других весьма интересных мест, и одно из них – свидетельство личного характера, приведенное Павлом в стихах 12-16 главы первой. Апостол пишет: «Благодарю давшего мне силу, Христа Иисуса, Господа нашего, что Он признал меня верным, определив на служение, меня, который прежде был хулитель и гонитель и обидчик, но помилован, потому, что так поступал по неведению, в неверии... Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый. ... Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение». Делая подобные заявления, касающиеся его самого, Павел как бы говорит нам: «А сейчас будьте внимательны, я сообщу вам нечто интересное, и это стоит запомнить».

Итак, апостол утверждает, что Иисус пришел в мир, чтобы спасти грешников, из которых он, Павел, является самым большим. Эти его слова имеют чрезвычайно большое значение для людей, на которых тяжким бременем лежит их собственный грех. Ведь многие считают, что их вина неслыханна, что они не имеют права называться представителями рода человеческого, и даже кровь Иисуса Христа не может искупить их грех. Но Павел как бы говорит им в ответ: «Послушайте! Когда Иисус спас меня, Он спас худшего из грешников: ведь я отыскивал христиан и отправлял их в изгнание, заключал под стражу, обрекал на муки и предавал смерти. Невозможно представить себе греха более тяжкого. И все же я был спасен. Значит, Господь может спасти и любого из вас, грех которых не так велик». Я думаю, что низкая самооценка и комплекс неполноценности, который вы испытываете, еще не говорит о вашем смирении и отречении от благ земных. На мой взгляд, вы действительно становитесь «нищим духом» в том случае, если, получив спасение, считаете, что Иисус в вашем лице спас самого большого из грешников, и, значит, Он может спасти и любого другого. Когда я работаю с подростками и юношами и вижу, что какой-то из них кажется неисправимым, я все-таки верю, что он может спастись, потому что много лет назад Иисус спас меня, в то время совершенно безнадежного девятнадцатилетнего парня, и моя жизнь после этого круто изменилась. Я думаю, Павел испытывал к грешникам те же чувства, какие и я испытываю к подросткам сейчас.

Другим весьма примечательным местом 1 Тимофею являются стихи 1-4 главы 2, где Павел, объясняя Тимофею принципы устройства и деятельности церкви, говорит о первостепенной значении молитвы. Он пишет: «Итак, прежде всего прошу совершать молитвы... за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте; ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины». У всех есть приоритеты, есть они и у церкви. По мнению Павла, главное значение в деятельности церкви имеет молитва, и прежде всего молитва за всех людей, потому что, как объясняет апостол, Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины».

Как пастор я могу сказать, что люди хуже всего посещают церковные собрания, если они полностью посвящаются молитве. Когда намечается изучение Библии или церковного песнопения, люди приходят, но когда на собрании предстоит только молиться, нет почти никого. В этом случае я во время следующей нашей встречи говорю, перефразируя слова Иисуса во время гефсиманского борения: «Так ли не могли вы один час молиться со мною?». После этого некоторые из членов церкви пару недель приходят на молитву, но потом вновь бросают. Действительно, очень трудно убедить людей посещать молитвенные собрания! Но Павел говорит Тимофею в своем послании: главное в деятельности церкви – молитва, причем молитва евангелическая, т.е. за всех людей, потому что Бог хочет, чтобы все спаслись. Церковь есть «столп и утверждение истины», т.е. Евангелия, но Евангелие может проникнуть в сердца людей, только если члены церкви будут обращаться с молитвой к Богу. Ведь только Дух Святой может обращать людей ко Христу и делать их Его последователями. Итак, согласно Первому посланию Павла к Тимофею, главное значение в деятельности церкви имеет молитва.

Поделитесь статьей с друзьями в соцсетях. Божьих Вам благословений!
 
Рейтинг@Mail.ru yess.kiev.ua Tic/PR Настоящий ПР yess.kiev.ua Яндекс.Метрика
UA-27490214-1