Печать

Вопрос 28: Разве преследование Галилея Католической церковью не доказало ее враждебность науке?

Автор: Чак КОЛСОН вкл. . Опубликовано в Откровенный разговор

Вера и важнейшие вопросы жизни

Если Бог добр, то почему существует зло?
(Проблема зла, греха и Божьей любви к человечеству).

Вопрос 28: Разве преследование Галилея Католической церковью не доказало ее враждебность науке?


История Галилея всегда давала богатую пищу критикам религии, которые любят преподносить ее как хрестоматийный пример враждебного отношения христианства к науке.

В 1995 году Католическая церковь все же признала этот факт. Тогда замелькали газетные заголовки вроде «Галилей был прав». В новостях сообщалось, что Католическая церковь официально отменила осуждающий приговор, вынесенный Галилею более трех веков назад. Папа Иоанн Павел II признал, что церковь совершила трагическую ошибку, принуждая Галилея отречься от убеждения, что земля вращается вокруг солнца. Однако на самом деле вопрос здесь не в том, кто плох, а кто хорош. Папа, осудивший Галилея, не имел ничего против его научных идей, да и сам он прежде входил в группу сторонников Галилея. На самом деле папу беспокоили не столько исследования Галилея, сколько то, что он использовал научные результаты в выступлениях против воззрений, унаследованных Католической церковью от Аристотеля.

Аристотель был автором обширного философского учения, охватывавшего не только метафизику и этику, но и биологию, физику, астрономию. Галилей построил телескоп, направил его в небо и увидел, что Аристотель глубоко ошибался в своих астрономических воззрениях. К примеру, Аристотель учил, что солнце совершенно, а Галилей обнаружил на нем пятна и другие признаки «несовершенства».

Вскоре Галилей потряс всю философию Аристотеля. Он мечтал заменить ее новой механистической философией, которая рассматривает мир как огромную машину, функционирующую исключительно по математическим законам Великого Механика, Который есть Бог. И тогда церковные власти забеспокоились, потому что поняли, что Галилей не просто занимался научными вопросами, но реально атаковал философскую твердыню Аристотеля как целостную систему. Однако Аристотель создал классическую этику, которой придерживались многие теологи, искавшие в ней поддержку этике библейской. Теологи опасались, что резкая и бескомпромиссная позиция Галилея могла разрушить моральные основы общественного уклада. Так что причина похода католических иерархов против Галилея крылась не в ненависти к науке, а в заботе о моральной и социальной стабильности общества. Это был конфликт не между религией и наукой как таковыми, а между двумя полюсами тогдашнего христианского мышления – аристотелевским мировоззрением и механистической моделью мироустройства Галилея.

В действительности христианство в своей сущности не может быть враждебным науке. Если бы так было, то как объяснить то, что многие основатели науки были христианами?

Некоторые историки считают, что наука вообще не могла бы развиваться без христианства. Например, писательница и ученый Лорен Эйсли говорит, что многие цивилизации достигли высокого технического прогресса – например, Египет создал пирамиды, Рим славился своими акведуками, – но только одна цивилизация создала экспериментальный метод, который мы называем наукой. Это европейская цивилизация конца средних веков – культура, выросшая из христианской веры. Эйсли пишет: «Экспериментальная наука, делавшая тогда первые открытия, питалась верой… в то, что имеет контакт с рационалистичной вселенной, управляемой Творцом, Который никогда не руководствуется эмоциями». Повторим, что сама идея существования «законов» природы не обнаружена ни в одной из культур, кроме христианской.

Социолог Р. К. Мертон говорит, что современная наука обязана своим существованием библейскому понятию долга. Поскольку мир сотворен Богом, мы, как учит христианство, обязаны изучать мир во славу Творца и ради блага человечества. Следует напомнить, что повеление Бога Адаму дать имена животным и властвовать над всем творением дает человеческой жизни смысл и цель.


«Бог, сотворивший все в мире по своим критериям, одарил человека разумом, способным понять эти критерии» Йоганнес Кеплер, сб. «Дух науки»


Эйсли и Мертон не христиане, однако они выражают общее мнение историков о том, что христианская вера существенно продвинула вперед современную науку.

Понятно, что Бога нельзя поместить в пробирку экспериментатора или изучать под микроскопом. Но именно к Богу, создавшему и приведшему в действие естественные законы, апеллируют ученые в своих научных работах. Те же из них, кто отвергает христианскую веру, фактически рубят сук, на котором сидят.

Пора нам, христианам, стать более активными и заменить оборонительную тактику наступательной. Довольно сидеть и слушать старые басни о том, что христианство – враг науки.

На деле наука в большой степени представляет собой историю христиан, доказывающих своим противникам, что Бог имеет прямое отношение ко всем мировым процессам. И Галилей в Пизанской обсерватории, и Ньютон со своим яблоком, и другие ученые – все они внесли вклад в западную науку, которая, по сути, свидетельствует об истории христиан, применивших свою веру на практике. 

Поделитесь статьей с друзьями в соцсетях. Божьих Вам благословений!
 
Рейтинг@Mail.ru yess.kiev.ua Tic/PR Настоящий ПР yess.kiev.ua Яндекс.Метрика
UA-27490214-1